В данной статье речь пойдет о, пожалуй, самом важном техническом аспекте
процесса создания полноценного музыкального произведения – о сведении и мастеринге треков.
Ошибки, допущенные в ходе выполнения двух этих процедур, могут
испортить абсолютно любую песню. Их не смогут восполнить ни мастерски
исполненная читка, ни выдающееся пение, ни самое дорогостоящее
оборудование. В то же время, благодаря качественному сведению и
мастерингу можно исправить и кривой вокал, и компенсировать огрехи,
связанные с плохой технической оснащенностью звукозаписывающей студии.
Итак, давайте разберемся, что представляют собой процедуры сведения и
мастеринга треков в разрезе домашних студий звукозаписи, пишущих
рэп-музыку (хотя, думаю, статья будет полезна для всех начинающих
музыкантов вне зависимости от жанровой направленности).
1-й ЭТАП: СВЕДЕНИЕ
Прежде чем приступать к сведению необходимо располагать материалом,
который, собственно, мы и будем сводить. Классический трек в стиле
хип-хоп состоит из уже готового минуса, основного голоса и бэков. Т.е.
перед началом сведения эти три составляющие должны уже быть «на
мониторе» (в интерфейсе вашего звукового редактора).
Цель сведения (микширования) – это соединение нескольких треков (в нашем случае – минуса, голоса и бэков) в единое целое.
В ходе этого процесса от нас требуется правильно отрегулировать следующие параметры:
- Уровень громкости сводимых треков;
- Прозрачность композиции, т.е., чтобы каждый элемент записи (не важно, бочка это или голос вокалиста) был отчетливо слышен;
- Панорама, т.е. правильное расположение сводимых треков (инструментов) друг относительно друга, баланс правого и левого каналов;
- Плотность (насыщенность) звука;
- Эффекты, необходимые для придания нашему треку неповторимости (Delay, Reverb, Echo, Chorus и т.д.).
По сути, процесс сведения – это, главным образом, работа с голосовыми
(вокальными) треками. При использовании готового инструменталла
(минуса), как правило, его корректировка сводится к настройке уровня
громкости.
Переходим к главному! Вне зависимости от того, каким звуковым редактором
вы пользуетесь, процесс сведения трека в домашних условиях в общем виде
сводится к выполнению следующих процедур:
Данная функция (избавление записи от шума) есть практически во всех
известных редакторах, но на мой взгляд лучше всего она реализована в
Cool Edit pro (Adobe Audition). Как это делается я рассказывать не буду,
т.к. в каждой программе алгоритм устранения шумов индивидуальный. Тем
не менее во время записи вокала старайтесь максимально оградиться от
источников шума.
2. Нормализация
В двух словах нормализация – это поднятие общей громкости записанного
вокального трека. Как правило, при записи в акустически неподготовленных
помещениях (проще говоря – дома) этой процедуры никак не избежать.
3. Компрессия
Это одна из самых ответственных процедур обработки голоса. Она является
обязательной. Без компрессии любой, даже самый гениальный (с вокальной
точки зрения) трек, будет иметь статус «любительского».
Смысл компрессии сложно объяснить доступным языком. Если совсем просто,
то компрессия – это процедура выравнивания динамического диапазона
записи, позволяющая повысить слышимость записанного трека без повышения
при этом уровня его громкости.
Эффект этот очень тонок. Неправильно сделанная компрессия способна
значительно ухудшить звучание композиции, поэтому работать с
компрессором следует обдуманно, прослушивая обрабатываемый трек после
каждого внесенного изменения.
Основные настраиваемые параметры компрессии:
- Threshold – устанавливает порог срабатывания компрессора;
- Gain – восстанавливает громкость записи до прежнего уровня;
- Ratio – глубина компрессии (2:1, 3:1, 4:1… 8:1 и т.д.);
- Attack – это временной интервал, при достижении которого начнется действие компрессора;
Компрессор есть во всех звуковых редакторах – Cool Edit pro, Adobe
Audition, Sony Acid, Sound Forge и т.д. Так же вы можете воспользоваться
специальными плагинами, лучшим из которых считается Waves RComp.
В каждой из этих программ компрессор оснащен множеством готовых
пресетов (в т.ч. и для обработки вокала – называется Vocal), при помощи
которых вы одним нажатием сможете выполнить компрессию с приемлемой
степенью качества. На первых порах лучше пользоваться именно готовыми
пресетами, но вообще настоятельно рекомендую хорошенько разобраться со
всеми вышеуказанными параметрами компрессии, т.к. без понимания того,
как работает компрессор - вы вряд ли сможете добиться действительно
качественного звучания своих треков.
4. Эквализация
Эквализация – это не менее ответственный этап, в ходе которого осуществляется частотная коррекция вокальных треков.
Для чего нужна эквализация вокала?
1. Для придания вокальной партии естественности звучания (оптимизация
вокала для правильного восприятия его человеческим слухом) ;
2. Для исправления какой-либо проблемы, допущенной в ходе записи:
исправления нежелательных свистящих и шипящих звуков, звуков типа
«П»-«Б» и т.п.;
3. Для добавления голосу всевозможных оригинальных эффектов.
Вот несколько принципов эквализации вокальных треков:
1) Как правило, можно не парясь обрезать все, что ниже 180 Гц, т.к.
например средняя частота звучания мужского голоса лежит в диапазоне
120-130 Гц;
2) Избавиться от «П» и «Б» можно путем обрезки частот, лежащих ниже 80 Гц;
3) Для того, чтобы убрать в звучании голоса резкость - снижаем частоты в районе 1000 Гц;
4) Для того, чтобы избавиться от неприятного «носового» звука необходимо
понизить несколько децибел в районе 1000Гц (1 кГц) и немного «поиграть»
с центральной частотой;
5) Если вы хотите усилить в миксе присутствие бэков надо немного добавить в районе 400 Гц;
6) Если же требуется наоборот сделать более мягкое звучание бэк-вокала – надо убрать чуть-чуть в районе 3000 Гц (3 кГц);
7) Для того, чтобы подчеркнуть основной вокальный трек, сделать ярче его присутствие – поднимите частоту в районе 4000-6000 Гц.
Следует отметить, что обрабатывать голос эквалайзером надо очень и очень
аккуратно, понемногу меняя параметры и, обязательно прослушивая
обрабатываемый трек после каждого выполненного действия. Также обращаю
ваше внимание на то, что при обработки вокальных партий эквалайзером
следует избегать шаблонности, т.к. каждая запись голоса является
индивидуальной!
5. Панорамирование
Панорама – это стерео расположение всех элементов песни (треков) друг относительно друга. Соответственно, панорамирование – это процесс уравнивания этих элементов с целью создания правильной звуковой (акустической) среды.
Суть панорамирования заключается в настройке баланса правого и левого
каналов так, чтобы не было перевесов (типа: в правом канале – много, а в
левом – мало и, наоборот).
Прежде всего, необходимо отметить, что все треки, относящиеся к вокалу,
должны быть в моно-режиме. Бэки должны звучать тише, чем основной голос
вокалиста. Они ни в коем случае не должны выделяться. Их цель – усилить
те или иные фразы основного вокала.
Основной голос должен быть расположен в центре стерео-панорамы, в то
время как бэки должны быть разведены по каналам (т.е. бэки следует
располагать на двух дорожках: первую развести на правый канал, вторую,
соответственно, на левый).
6. Добавление эффектов
Эффекты, необходимые для придания нашему треку неповторимости: Delay, Reverb, Echo, Chorus и т.д.
Этот шаг не обязателен, но желателен. Советовать здесь ничего не буду,
т.к. эффекты добавляются по вкусу. Хотя лично мое мнение – немного
ревебрации никогда не повредит.
2-й ЭТАП: МАСТЕРИНГ
Итак, вы проделали все вышеописанные процедуры сведения, записали
готовый тречок на болванку и решили, что называется, заценить результат
со стороны, прослушав свое творение на музыкальном проигрывателе.
При первом прослушивании вы испытываете ни с чем не сравнимую гордость,
ведь звучит все вроде очень и очень неплохо. Однако, после сравнения
своего «произведения» с первой попавшейся коммерческой записью – вы с
грустью понимаете, что что-то все-таки не так: общее звучание вашего
трека значительно уступает в качестве.
Однако, это совсем не означает, что в процессе сведения вы допустили
какие-то ошибки. Нет, совсем не обязательно. Все дело в том, что ваш
трек не прошел через процесс МАСТЕРИНГА.
В общем, мастеринг – это не что иное, как процесс доведения сведенной
композиции к массовому или коммерческому использованию. Процесс этот,
бесспорно, является самым сложным этапом на всем жизненном цикле
создания профессиональной песни. Для того, чтобы овладеть им требуются
годы. Поэтому не стоит надеяться на то, что кто-то даст вам простой и
универсальный алгоритм мастеринга.
В двух словах процедура мастеринга представляет собой стандартизацию
амплитудных и частотных характеристик и других параметров трека с целью
сделать его звучание прозрачнее, насыщеннее, чище и ровнее.
В следующих статьях я подробнее расскажу о мастеринге треков, изложив суть этого процесса на конкретных примерах...
Теги: свидение, уроки, мастерингСведение и мастеринг треков в домашних условиях смотреть онлайн, смотреть онлайн Сведение и мастеринг треков в домашних условиях , Сведение и мастеринг треков в домашних условиях смотреть онлайн бесплатно, Сведение и мастеринг треков в домашних условиях онлайн, Сведение и мастеринг треков в домашних условиях скачать бесплатно, free download Сведение и мастеринг треков в домашних условиях , Сведение и мастеринг треков в домашних условиях online, Сведение и мастеринг треков в домашних условиях бесплатно, Сведение и мастеринг треков в домашних условиях без смс, Сведение и мастеринг треков в домашних условиях HD 720p, Сведение и мастеринг треков в домашних условиях HD, Сведение и мастеринг треков в домашних условиях в хорошем качестве, Сведение и мастеринг треков в домашних условиях в хорошем качестве бесплатно.
Мне также довольно нравится заметка http://la-musique.ru/load/anglijskie_nazvanija/r/raj_kuda_privodjat_mechty_mixed_by_dj_niki_20112010/49-1-0-22 - RAЙ: Куда приводят мечты - mixed by dj Niki скачать mp3
Просто сейчас занята наполнением новостного блога http://cs-ua.net/news/chilly_gonzales_you_can_dance/2011-07-10-106 - песню Chilly Gonzales - You Can Dance
Мне еще очень стала интерестна публикация http://exeportal.ru/filmi/7368-ne-ostavlyayuschiy-sleda-untraceable-2008-hdrip-avc.html - не оставляющий следа